Пятый класс

Пятый класс

Общие задачи курса

 

Формирование художественного мировоззрения, эстетических взглядов и идеалов на основе дальнейшего углубления знаний об искусстве вообще и  музыкальном искусстве в частности, повышение общей музыкальной культуры. Воспитание стремления к самостоятельному художественно-музыкальному творчеству, любви и интереса к труду и знаниям вообще. Укрепление связи полученных знаний, умений и практических навыков с жизнью. Формирование потребности в проявлении полученных и накопленных знаний и умений на основе понимания общественно полезного характера и социальной значимости художественного творчества, воспитание активных пропагандистов музыкального искусства.

Закрепление, углубление и дальнейшее расширение музыкально-теоретических знаний в области классической и эстрадной музыки, музыкальных жанров и музыкальных стилей, музыкально-исполнительских средств.

Закрепление и совершенствование музыкально-исполнительских навыков. Совершенствование навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением. Дальнейшее накопление художественного концертно-исполнительского репертуара (сольного и ансамблевого). Расширение практики сольных и ансамблевых публичных выступлений, музыкально-пропагандистской деятельности.

 

Основы музыкальной грамоты

Теоретический курс

Особые виды ритмического деления основных длительностей звуков (триоль, квинтоль, секстоль, септоль, новемоль, децимоль); особые виды ритмического деления длительностей с точкой (дуоль, квартоль); правописание нот в группах особого вида ритмического деления длительностей. Понятие полиритмии как сочетания в одновременности нескольких ритмических рисунков (в нескольких голосах), не имеющих общей наименьшей ритмической единицы измерения длительности. Синкопа: ритмическая и динамическая синкопы; понятие ритмической синкопы как несовпадения метрического и ритмического акцентов, виды ритмической синкопы (междутактовая, внутритактовая и внутридолевая синкопа, синкопа с паузой на сильной доле такта); понятие динамической синкопы как несовпадения динамического и метрического акцентов (при периодической динамической акцентировке слабых долей такта); художественно-выразительное значение синкоп в музыке. Переменные метры и размеры: понятие переменного метра и размера; разновидности переменного метра и размера; разновидности переменного метра и размера (периодически-переменный и непериодически-переменный), нотное обозначение переменного метра. Понятие полиметрии как одновременного сочетания (в нескольких голосах) различных метров, характеризующегося несовпадением (по вертикали) в отдельных голосах метрических акцентов; художественное использование полиметрии в музыке. Джазовый ритм: триольное ощущение как основа джазового ритма. Джазовая синкопа. Значение полиритмии и полиметрии в джазе. Понятие «свинга» как основной особенности выразительности джазового ритма.

Септаккорд: определение септаккорда; виды септаккордов, их названия и интервальное строение (малый мажорный, малый минорный, большой мажорный, большой минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный и увеличенный септаккорды), обозначение септаккордов; обращения септаккордов, их названия и обозначения. Нонаккорд: определение нонаккорда; виды нонаккордов, их названия и интервальное строение (большой и малый нонаккорд), обозначеие нонаккордов. Форма изложения аккорда: удвоение звуков аккорда; пропуск звуков аккорда; расположение аккорда (тесное и широкое); мелодическое положение аккорда; перемещение аккорда; гармоническая форма изложения аккорда, форма ритмической и гармонической фигурации; методика гармонического анализа (приведение аккорда к терцовой структуре, определение основного тона, определение типа и разновидности аккорда, его обращения и названия, а также обозначения). Энгармонизм аккордов. Ладофункциональная и фоническая (красочная) роль аккордов в музыке, понятие гармонии.

Мелодия как главное средство музыкальной выразительности, воплощающее в себе основное идейно-образное содержание музыкального произведения: определение мелодии как художественно осмысленной одноголосой последовательности музыкальных звуков, организованных в логически стройное единое целое на основе их интонационной связи; мелодия как единство и взаимодействие высотных и временных отношений музыкальных звуков (ладотональной и метроритмической организации музыклальных звуков); понятие мелодической линии (мелодического рисунка), важнейшие типы мелодических линий (повторность звука, опевание звука, заполнение мелодических скачков, восходящее и нисходящее движение, мелодическая волна), мелодическая вершина; мелодический интервал как наименьший структурный элемент музыкальной интонации в мелодии, выразительное значение мелодических интервалов; характерность и индивидуализированность мелодии; принципы интонационного развития мелодии (точный и видоизмененный повтор, секвенция, контрасное сопоставление и др.); кульминация как момент наивысшего напряжения в развитии мелодии; роль динамики в образно-эмоциональном развитиии мелодии; особенности вокальной и инструментальной мелодии; исторические, национальные, стилевые и жанровые признаки мелодии.

Фразировка как осмысленное, художественно-выразительное выявление музыкального синтаксиса произведения в процессе его исполнения; средства фразировки (артикуляция, динамика, агогика, тембр).

Артикуляция: понятие артикуляции как способа «членораздельного произношения» музыкального материала; слитность и расчлененность звуков музыкальной ткани как важный фактор художественной выразительности; основные артикуляционные штрихи (легато, нон легато, стаккато) и их обозначение в нотной записи; артикуляция как одно из важнейших средств фразировки; образно-характеризующая функция артикуляции.

Агогика как важнейшее средство музыкальгой выразительности: понятие агогики как небольших отклонений от заданного среднего темпа в процессе исполнения музыкального произведения; связь агогики с метрической и синтаксической структурой музыкального произведения; агогический акцент и его обозначение в нотах; агогика как одно из важнейших средств фразировки; агогика и музыкальный стиль, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Практический курс

Особые виды ритмического деления основных длительностей музыкальных звуков: ритмические упражнения (со счетом и тактированием) на особые виды ритмического деления (триоль, квинтоль и др.); запись нотных групп особого вида ритмического деления. Ритмические упражнения (двумя руками со счетом вслух) на соединение полиритмических рисунков (в двухголосии). Упражнения на различные виды ритмических синкоп; нахождение всех видов синкоп в нотной музыкальной литературе. Тактирование в переменных размерах. Джазовый ритм: освоение триольного ощущения в игре ритмических упражнений. Игра со «свингом» всех ритмических упражнений.  

Построение (письменное, устное и на инструменте) малых мажорных, малых минорных, больших мажорных, больших минорных, малых с уменьшенной квинтой, уменьшенных и увеличенных септаккордов на различных ступенях (основных и производных) музыкального звукоряда; построение обращений всех видов септаккордов (в тесном расположении) на различных ступенях (основных и производных) музыкального звукоряда; теоретический анализ септаккордов и их обращений и их символическое обозначение (в классической и эстрадной табулатуре). Построение (письменное, устное и на инструменте) больших и малых нонаккордов на различных ступенях музыкального звукоряда; теоретический анализ нонаккордов и их символическое обозначение. Выработка навыков теоретического анализа гармонической музыкальной фактуры (на художественных примерах из гитарной литературы): определение формы изложения аккордов (гармоническая форма, ритмическая фигурация, гармоническая фигурация), приведение формы изложения аккордов к гармонической; снятие октавных удвоений звуков аккордов («скелетирование» аккордов); приведение аккордов к терцовой структуре и тесному расположению; определение типа, разновидности и символического обозначения каждого аккорда; определение основного тона, вида изложения (основной вид или обращение) и мелодического положения аккордов. Энгармоническая замена аккордов.

Аккорды на ступенях мажора и минора: построение главных и побочных трезвучий лада на ступенях натурального и гармонического  мажора и гармонического минора (письменное, устное и на инструменте) в тональностях до трех ключевых знаков альтерации, определения их вида и символического обозначения; ладовое разрешение неустойчивых трезвучий (VI, II, V и VII ступеней лада) и их обращений. Построение (письменное, устное и на инструменте) септаккордов V, VII, II ступеней натурального и гармонического мажора и гармонического минора (тональностях до трех ключевых знаков альтерации), определение их вида и символического обозначения; ладовое разрешение септаккордов V, VII, II ступеней лада и их обращений. Теоретический и слуховой функционально-гармонический анализ на (на однотональных примерах художественных образцах из музыкальной литературы). Игра на инструменте арпеджио септаккордов всех видов разными способами с пением нот.

Мелодия: анализ образного содержания и характера инструментальной мелодии (на художественных примерах из музыкальной литературы); анализ ладотональных, метроритмических и жанровых особенностей мелодии; анализ звуковысотной линии мелодии и закономерностей ее интонационного развития (точный и видоизмененный повтор, секвенция, контрастное сопоставление и др.), определение кульминаций.

Артикуляция: приобретение навыков в исполнительской  расшифровке нотного обозначения артикуляционных штрихов; выбор артикуляционных штрихов исполнения в соответствии с образной характерностью музыкального материала.

Фразировка: анализ интонационного развития музыкального материала внутри отдельных построений, определение местных кульминаций; составление плана использования фразировочных средств (артикуляции, динамики, агогики и др.) для художественно-выразительного выявления музыкального синтаксиса произведения.

    

Обучение игре на музыкальном инструменте

Совершенствование и развитие всех сторон испольнительской гитарной техники, включая: свободу и координацию всех звеньев исполнительского аппарата, технику звукоизвлечения, качество звука и его динамику, артикуляционно-штриховую технику, беглость, мелодическую, гармоническую и полифоническую технику, особые приемы игры, технику тембрового варьирования и пр.

Изучение и практическое освоение колористических и изобразительных способов звукоизвлечения и приемов игры на классической гитаре: апагадо (пицикатто), тамбора, расгеадо, искусственные и сложные флажолеты, тремоло.

Закрепление и дальнейшее совершенствование навыков художественно-исполнительской работы (над музыкальными произведениями, разнообразными по содержанию, характеру, форме, складу, фактуре) на основе глубокого, всестороннего анализа изучаемых музыкальных произведений и комплексного использования всех музыкально-выразительных исполнительских средств.

Дальнейшее накопление художественного концертно-исполнительского репертуара, включающего в себя разнообразные по стилю и жанру музыкальные произведения мировой гитарной литературы (концертные этюды, инструментальные обработки народной музыки, произведения отечественных и зарубежных композиторов, гитарные транскрипции в классической и эстрадной манере).

Совершенствование навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальными произведениями.

Развитие и совершенствование навыков чтения нот с листа в произведениях гомофонного, полифонического, подголосочного и смешанного склада, разнообразных по фактуре и техническим трудностям.

Совершенствование навыков гитарного аккомпанемента. Развитие навыков в подборе аккомпанемента по слуху (с использованием усложненных гармоний, типов фактуры и тональностей). Приобретение навыков самостоятельного переложения для гитары несложных по фактуре музыкальных произведений.

Дальнейшее развитие и совершенствование навыков ансамблевой игры, накопление концертного ансамблевого художественного репертуара.

Освоение приемов игры медиатором одноголосых мелодий и аккордов.

Требования к учащимся пятого года обучения

В течение учебного года учащийся должен изучить: мелодические минорные двухоктавные гаммы (во всех возможных тональностях); 2-3 этюда на различные виды техники; 2-3 произведения различного характера и содержания; 1-2 произведения самостоятельно.

Зачетные требования

На контрольном занятии в конце учебного года учащийся должен исполнить один этюд и две разнохарактерные пьесы (в том числе одну в эстрадном стиле), изученные гаммы, а также незнакомый текст с листа.