Четвертый класс

Четвертый класс

Общие задачи курса

 

Повышение общего уровня музыкального развития на основе дальнейшего накопления, обогащения и расширения круга музыкальных впечатлений, углубления знаний о музыке, ее особенностях и закономерностях, о жизни и творчестве выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей. Знакомство с джазовой музыкой, историей ее возникновения и развития, произведениями из джазовой классики и современности, знаменитыми исполнителями джаза. Развитие музыкальных способностей и наклонностей.

Углубление и расширение музыкального кругозора, музыкально-теоретических знаний в области хроматизма и альтерации, модуляции, музыкальной формы и музыкального синтаксиса.

Дальнейшее совершенствование музыкально-исполнительских навыков. Развитие навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением. Накопление художественного исполнительского репертуара. Дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), участие в детских фестивалях и конкурсах.

 

Основы музыкальной грамоты

Теоретический курс

Лад как важнейший вид звуковысотной организации в музыке; определение лада как высотной организации звуков на основе их взаимосвязи и взаимоподчинения; понятие устойчивости и неустойчивости, тяготения и разрешения; тоника как главный устойчивый звук лада; звукоряд лада, ступени лада; понятие диатонического звукоряда; объем звукоряда; октавные и неоктавные лады; эмоциональная окраска лада (наклонение), мажор и минор как отражение «света» и «тени» в музыке; понятие ладовых функций и функциональных отношений; лад как важнейшее средство музыкальной выразительности; обусловленность лада национальными, историческими и стилистическими особенностями музыкальной культуры. Мажорно-минорная система октавных семиступенных ладов европейской классической музыки; звукоряд и гамма натурального мажора и натурального минора (интервальное строение); название и обозначение ступеней мажорного и минорного ладов, главные и побочные ступени лада; разновидности мажора и минора (натуральный, гармонический и мелодический лады).

Тональность: определение тональности как высотного положения лада; мажорные и минорные тональности; названия и обозначения тональностей; ключевое обозначение тональностей; диезные и бемольные тональности, энгармонизм тональностей; параллельные и одноименные тональности; главная и побочная тональности музыкального произведения; эмоциональная выразительность тональностей, соответствие тональности характеру и содержанию музыкального произведения.

Аккорд: понятие аккорда как самостоятельного звукового комплекса, имеющего определенную интервальную структуру и воспринимаемого в единстве составляющих его тонов; терцовая структура аккордов классической европейской музыки; основной вид аккорда и его обращения; название звуков аккорда (основной тон, или прима, терция, квинта, нона); типы аккордов и их названия (трезвучия, септакккорды, нонаккорды). Трезвучие: определение трезвучия; виды трезвучий, их название и интервальное строение (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное), обозначение трезвучий; обращение  трезвучий, их названия и обозначения. Начальное понятие септаккорда.

 

Практический курс

Музыкальный лад: мажорные и минорные аппликатурные модели:

Мажорные модели на примере гаммы соль мажор:

Мелодический  минор:

Тональность: построение гамм натурального мажора и натурального минора во всех тональностях, уяснение принципа возникновения ключевых знаков альтерации и порядка их написания на нотоносце; определение тональностей по ключевым знакам альтерации (на художественных примерах из музыкальной литературы).

Аккорд: практическое построение мажорных, минорных, увеличенных, уменьшенных трезвучий от различных ступеней (основных и альтерированных) музыкального звукоряда.

 

Обучение игре на музыкальном инструменте

 

Развитие свободы исполнительского аппарата на основе дальнейшего совершенствования исполнительской техники на классической гитаре. Продолжение работы над качеством звука и приведением его в соответствие  с современными музыкально-эстетическими требованиями.

Закрепление и совершенствование ранее изученных особых способов звукоизвлечения и приемов игры на классической гитаре, артикуляционно-штриховой техники.

Дальнейшее совершенствование методики художественно-исполнительской работы над музыкальным произведением в связи с усложнением репертуара, укрупнением формы изучаемых произведений, усложнением и разнообразием художественно-исполнительских задач.

Накопление художественного исполнительского репертуара.

Развитие навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением в плане анализа его художественного содержания и формы, выбора и использования музыкально-выразительных исполнительских средств, необходимых для практической реализации его художественного композиционного замысла.

Совершенствование навыков чтения нот с листа произведений усложненной фактуры.

Развитие навыков гитарного аккомпанемента с использованием накопленных знаний и навыков.

Совершенствование навыков ансамблевой игры на основе усложнения репертуара и инструментовки.

 

Требования к учащимся четвертого года обучения

 

В течение учебного года учащийся должен изучить: хроматическую трехоктавную гамму; натуральные мажорные и минорные двухоктавные гаммы во всех тональностях (на закрытых струнах); 2-3 этюда на различные виды техники; 2-3 произведения различного характера и содержания; 1 произведение – самостоятельно.

 

Зачетные требования

 

На контрольном занятии в конце учебного года учащийся должен исполнить один этюд и две разнохарактерные пьесы (в том числе в составе ансамбля), изученные гаммы, а также незнакомый текст с листа (без подготовки).