Третий класс

Третий класс

Общие задачи курса

 

Развитие музыкально-образного мышления на основе усложнения музыкально-образного содержания изучаемых музыкальных произведений, обогащения музыкальных впечатлений.  Дальнейшее развитие ритмики, всех видов музыкального слуха, музыкальной памяти.

Дальнейшее расширение музыкально-теоретических знаний и практических навыков в области строения мелодии, музыкального склада и музыкальной фактуры, музыкального метра и ритма.

Совершенствование музыкально-исполнительских навыков, приобретенных в первые годы обучения.  Развитие и усложнение практических навыков сольной игры на музыкальном инструменте, необходимых для решения более сложных музыкально-исполнительских задач. Формирование начальных навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением. Расширение практики публичных выступлений.

 

Основы музыкальной грамоты

Теоретический курс

 

Музыкальный интервал как соотношение двух музыкальных звуков по высоте: основание и вершина интервала; форма изложения материала (мелодическая и гармоническая), направление мелодического интервала (восходящее и нисходящее); ступеневая (количественная) и тоновая (качественная) величина интервала, тон как единица измерения музыкальных интервалов; простые и составные интервалы; простые интервалы (в пределах октавы), их ступеневая и тоновая величина, их название и обозначения; диатонические (чистые, малые и большие) и хроматические (уменьшенные и увеличенные) интервалы; энгармонизм интервалов; обращение интервалов, его практическое и художественное использование в музыке; консонантность и диссонантность гармонических интервалов, художественная трактовка консонансов и диссонансов; интервал как один из основных элементов музыкальной выразительности, выразительное значение мелодических (в мелодии) и гармонических (в гармонии) интервалов в музыке.

Мелизм как средство музыкальной орнаментики: понятие мелизмов как устойчивых по форме мелодических украшений в вокальной и инструментальной музыке; основные виды мелизмов (короткий и долгий форшлаг, двойной и тройной мордент, группетто, трель); обозначение мелизмов в нотах и их исполнение; особенности трактовки и использования мелизмов в профессиональной и народной музыке в различные исторические периоды развития музыкального искусства; связь мелизматики с искусством импровизации.

 

Практический курс

 

Графический анализ грифа гитары.

   Октавы:     

Музыкальный интервал: письменное и устное построение простых и составных диатонических и хроматических музыкальных интервалов от основных и производных (альтерированных) ступеней музыкального звукоряда (в восходящем и нисходящем направлениях); интервальный анализ примеров из музыкальной литературы. Анализ расположения интервалов на грифе гитары:

 

Мелизмы: нахождение мелизмов в нотной музыкальной литературе и определение их вида (форшлаг, мордент, группетто, трель и их разновидности); нотная запись исполнительской расшифровки мелизмов.

 

Обучение игре на музыкальном инструменте

 

Последовательное изучение и практическое освоение позиций грифа гитары в связи с постепенным расширением звуковысотного диапазона исполняемых музыкальных произведений.

Работа над ощущением и точной фиксацией позиции, техникой смены позиций (в гармоническом и мелодическом движении).

Развитие исполнительской гитарной техники на основе качественного совершенствования ранее изученных и освоенных технических элементов и приемов игры и их синтеза в более сложные технические комплексы, необходимые для исполнительской реализации более сложных музыкально-художественных задач.

Изучение и практическое освоение особых способов звукоизвлечения и приемов игры на классической гитаре: техническое легато (восходящее и нисходящее) (упражнение легато), натуральные флажолеты (этюд Валькера), вибрато, портаменто, глиссандо, арпеджиато.

Овладение артикуляционно-штриховой гитарной техникой (легато, нон легато, стаккато).

Изучение темброво-звуковых свойств и возможностей классической гитары и практическое освоение способов и техники изменения, варьирования тембрового звучания на гитаре.

Работа над качеством звука на основе совершенствования музыкально-звуковых представлений и технике звукоизвлечения. Уяснение назначения ногтей (на пальцах правой руки) в современной мировой практике игры на классической гитаре и приобретение навыков их правильной обработки. (Фундаментальный труд: Тейлор_Звукоизвлечение на классической гитаре)

Совершенствование работы над художественной стороной исполнения музыкального произведения на основе более глубокого и подробного анализа изучаемых музыкальных произведений и исполнения вновь освоенных музыкально-выразительных исполнительских средств (тембровых, артикуляционных, агогических и др.).

Формирование навыков самостоятельной работы над музыкальными произведениями на основе приобретенных знаний и умений в области анализа музыкальных произведений, исполнительских навыков и накопленного опыта классной работы над репертуаром.

Дальнейшее развитие навыков чтения нот с листа.

Приобретение начальных навыков гитарного аккомпанимента с использованием простейших ладофункциональных соотношений, гармонической аккордно-фигурационной фактуры и простейших тональностей.

Закрепление и дальнейшее развитие навыков коллективного исполнительства на основе усложнения ансамблевых форм, увеличение количественного состава участников ансамбля.

 

Требования к учащимся третьего класса

В течение учебного года учащийся должен изучить: натуральные мажорные и минорные однооктавные гаммы на каждой отдельной струне; 2-3 этюда на различные виды техники; 2-3 пьесы различного характера и содержания (в том числе в составе ансамбля).

 

Зачетные требования

На контрольном занятии в конце учебного года учащийся должен исполнить один этюд и две разнохарактерные пьесы (в том числе в составе ансамбля), изученные гаммы, а также незнакомый текст с листа (без подготовки).