Первый класс

Первый класс

Общие задачи курса

 

Формирование начальных элементарных музыкально-слуховых представлений на основе накопления музыкальных впечатлений. Формирование восприимчивости к музыке и эмоциональной отзывчивости на нее на основе развития внимания, музыкального слуха, музыкальной памяти и воображения. Привитие интереса и любви к музыке. Приобретение начальных музыкально-исторических знаний.

Приобретение начальных музыкально-теоретических знаний и практических навыков в области нотной грамоты, метроритмической организации звукового материала, основных средств музыкальной выразительности.

Приобретение начальных практических навыков игры на музыкальном инструменте (классической гитаре).

 

Основы музыкальной грамоты

Теоретический курс

 

Музыка для гитары. Возможности гитары: сольное исполнение, гитара в оркестре, ансамбль гитар и т. д.

Музыкальный звук как наименьший элемент музыки. Высота музыкального звука (абсолютная и относительная). Строй гитары и правила настройки инструмента (Гриф гитары). Длительность музыкального звука (абсолютная и относительная), организованность звуковременных соотношений в музыке (начальное понятие ритма и темпа как важнейших средств музыкальной выразительности).

Музыкальный звукоряд. Качественно-звуковая периодичность музыкального звукоряда, понятие октавного деления музыкального звукоряда, октава как ядро периодической структуры музыкального звукоряда. Название семи основных ступеней октавы.

Нотная запись, краткие сведения из истории нотации. Современная система линейной нотации. Устройство нотного стана (нотоносца): классификация линий нотоносца (основные и добавочные), их количество и порядок счета. Нота как графическое обозначение музыкального звука. Элементы нотного знака: головка, штиль, крючок. Запись нот на нотоносце, словесное определение места расположения ноты на нотоносце. Принцип нахождения звуков соответствующих нотам на инструменте. Правописание штилей и крючков, правило направления штилей при одноголосом и двухголосом изложении. Отражение относительной высоты музыкальных звуков в нотной записи. Отражение относительной длительности музыкальных звуков в нотной записи: основной закон соотношения звуковых длительностей в музыке (1:2:4:8:16:32 и т. д.); графическое изображение нот различных длительностей;  группировка нотных знаков, определение длительности сгруппированных нот; знаки увеличения длительности звука (точка справа от нотной головки, лигатура); триоль как особый вид деления длительностей.

Такт как период метрической структуры музыкального произведения, обозначение акцентированной доли такта тактовой чертой; двойная тактовая черта в середине и в конце музыкального произведения и ее значение. Понятие затакта.

Основные и производные ступени музыкального звукоряда. Обозначение производных ступеней музыкального звукоряда с помощью знаков альтерации. Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и их правописание. Название производных ступеней музыкального звукоряда. Ключевые и случайные знаки альтерации, отличие их в действии.

Понятие музыкальной паузы. Классификация пауз по их относительной длительности. Обозначение пауз в нотах: графическое изображение пауз различных длительностей; точка у паузы как знак увеличения ее длительности.

Понятие музыкального метра: метрическая «доля» как счетная временная единица в музыке; метрический акцент; периодичность чередования акцентированных и не акцентированных долей. Простой двухдольный и трехдольный метр. Понятие затакта. Музыкальный размер как нотное обозначение музыкального метра. Фермата и ее обозначение в нотах.

Громкость музыкального звука (абсолютная и относительная), организованность громкостных соотношений в музыке (начальное понятие динамики). Динамика как важнейшее средство музыкальной выразительности. Динамические оттенки исполнения (динамические нюансы), их обозначение в нотах; постоянные и изменяемые динамические оттенки, их обозначение; условность и относительность динамических градаций в музыке; динамический акцент и его обозначение в нотах.

Характер исполнения музыкального произведения, его связь с характером и содержанием музыки. Обозначение характера исполнения музыкального произведения в нотах.

Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры): реприза, вольта, форма Da Capo, знак повторения такта.

 

Практический курс

 

Нотная грамота: определение относительной длительности музыкальных звуков по графическому написанию нотных знаков (одиночных и сгруппированных); определение места расположения нот на нотоносце; называние звуков по их нотному обозначению. Названия альтерированных звуков; определение длительности пауз по их графическому изображению.

Счет и тактирование в двух-, трех- и четырехдольном музыкальных размерах (в заданном темпе); ритмические упражнения (со счетом и тактированием) в двух-, трех- и четырехдольном музыкальных размерах (Ритмическая азбука).

Расшифровка знаков сокращения нотного письма (аббревиатур).

 

Обучение игре на музыкальном инструменте

 

Знакомство с изучаемым музыкальным инструментом: художественными и техническими возможностями, конструкцией, правилами эксплуатации и хранения.

Выработка правильной посадки и правильного положения инструмента во время игры, правильной своевременной постановки исполнительского аппарата.

На первоначальном этапе, пока звук извлекается без помощи ногтей, предпочтительна классическая постановка:

             

 

Выработка правильного звукоизвлечения.

Важно вырабатывать правильное звукоизвлечение с самых первых занятий. Исправление неправильного звукоизвлечения в дальнейшем потребует больших усилий. Существует два основных способа звукоизвлечения: апояндо (щипок с опорой), при котором струну необходимо направить вниз, к верхней деке, но не слишком сильно, и высвободить из точки, расположенной ниже плоскости остальных струн, после чего палец останавливается на следующей, более толстой струне

                                     

и тирандо (щипок без опоры), при котором палец двигается по той же траектории, но проходит на минимальном расстоянии от следующей, более толстой струны, не задевая ее. Направление движения пальца должно сохраняться по направлению к шестой струне, а не наружу от деки гитары.

                                               

Кисть правой руки должна быть округлой, ладонь параллельна деке гитары, пальцы опускаются на струны почти перпендикулярно к их плоскости. Запястье к деке не прогибать! Звук извлекается кончиком пальца, главным образом, за счет сгибания средней фаланги. Последняя фаланга не прогибается!

Для освоения приема апояндо предлагается урок 1.

Освоение начальных элементов техники левой руки.

                              

Пальцы ставятся на струны сверху, кисть округлая, последняя фаланга не прогибается. Большой палец левой руки располагается по центру грифа с обратной стороны от струн, в суставе не сгибается.

Работа над координацией движений отдельных звеньев исполнительского аппарата.

С самых начальных уроков, необходимо стремиться координировать пальцы левой и правой рук. Пальцы левой руки, без необходимости, со струн не снимать.

Уяснение понятия аппликатуры, ее связи с художественной и технической сторонами исполнения музыкального произведения, способа ее обозначения в нотах для гитары.

Формирование начальных навыков разбора нотного текста, его связного воспроизведения на инструменте, разучивания и запоминания. Выработка рациональной дисциплины.

Изучение и практическое освоение начальных элементов исполнительской техники (мелодической и гармонической) и простейших приемов игры на классической гитаре с использованием соответствующего инструктивного материала (Уроки 2-14). Выработка методики осмысленной, целенаправленной работы над инструктивным материалом как важнейшим и основным средством приобретения и развития исполнительской  техники. Воспитание творческого элемента в работе над инструктивным материалом.

Приобретение начальных навыков чтения нот с листа (на этюдах и пьесах простейшей одноголосной и фигурационно-гармонической фактуры).

 

Требования к учащимся первого года обучения

 

В течение учебного года учащийся должен изучить: расположение звуков в пределах первой позиции; хроматическую гамму в 1 позиции; 5 - 6 этюдов на различные виды техники; 20 - 30 пьес различного характера и содержания.

 

Зачетные требования

 

На контрольном занятии в конце учебного года учащийся должен исполнить один этюд и две разнохарактерные пьесы.