Седьмой класс

Седьмой класс

                                                                   Общие задачи курса

Совершенствование  эстетических взглядов и идеалов на основе дальнейшего углубления знаний об искусстве вообще и о музыкальном искусстве в частности, повышение общей музыкальной культуры. Укрепление связи полученных знаний, умений и практических навыков с жизнью. Профессиональная музыкальная ориентация наиболее талантливых и одаренных детей, подготовка их к поступлению в специальные музыкальные учебные заведения.

Закрепление, углубление и дальнейшее расширение музыкально-теоретических знаний в области классической и эстрадной музыки, музыкально-исполнительских средств.

Закрепление и совершенствование музыкально-исполнительских навыков. Совершенствование навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением. Дальнейшее накопление художественного концертно-исполнительского репертуара (сольного и ансамблевого). Расширение практики сольных и ансамблевых публичных выступлений, музыкально-пропагандистской деятельности.

 

                                                           Основы музыкальной грамоты

                                                                      Теоретический курс

Модуляция: главные и побочные тональности музыкального произведения; понятие модуляции как смены тональности со смещением тонального центра (тоники); понятие устойчивости и неустойчивости модуляционной смены тональности, совершенная (переход) и несовершенная модуляция, виды несовершенной модуляции (модуляционное отклонение, проходящая модуляция, модулирующая секвенция); постепенная и внезапная модуляция, их художественно-выразительная трактовка; понятие тональной и ладовой модуляции; типы модуляций (функциональная, мелодико-гармоническая, мелодическая модуляция, сопоставление тональностей). Функциональная модуляция: понятие переменных ладотональных функций аккордов; понятие родства тональностей, степень родства тональностей как степень общности их звукового и аккордового состава, тональности 1-й и 2-й степени родства, отдаленные тональности; суть функциональной модуляции в тональности 1-й и 2-й степени родства, понятие посредствующего и модулирующего  аккордов, альтерация звуков модулирующего аккорда, закрепление новой тональности; функциональная модуляция в отдаленные тональности, понятие посредствующих тональностей, понятие модуляционного плана; энгармоническая модуляция как разновидность функциональной модуляции, соединение в одном аккорде посредствующей и модулирующей функции при энгармонической модуляции; понятие параллельно-переменного лада. Мелодико-гармоническая модуляция: понятие мелодической и гармонической (функциональной) связи аккордов в мелодико-гармонической модуляции; понятие подводящего и модулирующего аккорда, особенности их соединения. Мелодическая модуляция (в одноголосии). Сопоставление тональностей (на границе разделов музыкальной формы). Значение модуляционной альтерации в модуляции, модуляционные признаки тональностей (1-й степени родства). Ладовая модуляция как переход в одноименную тональность, понятие переменного мажорно-минорного лада. Модуляция как средство динамизации музыкального развития. Обогащения и красочного разнообразия мелодии и гармонии.

Транспозиция: понятие транспозиции как перенесения музыкального произведения из одной тональности в другую; способы транспонирования (транспозиция в заданную тональность и на заданный интервал, транспозиция на хроматический полутон); техника транспонирования; применение транспозиции в вокальном исполнительстве и инструментальных переложениях и транскрипциях.

Композиционные формы в музыке гомофонного склада. Понятие музыкальной темы как художественно организованного, индивидуализированного музыкального материала, воплощающего в себе основную музыкальную мысль произведения или его части. Период, предложение, фраза – основные виды построений в гомофонной музыке. Период: опредление музыкального периода как формы изложения относительно законченной музыкальной мысли (темы) в произведениях гомофонного склада; нормальный классический период и его характерные признаки (наличие двух равновеликих предложений, метрическая квадратность структуры, вопросно-ответная согласованность серединного и заключительного кадансов), периоды повторного и неповторного строения, однотональный и модулирующий периоды; ненормативный период (период из трех предложений, период неквадратной структуры, расширенный период, период с дополнением, период неделимого строения); период как раздел многочастной формы и как самостоятельная форма целого (как правило, небольшого) произведения. Мотив как наименьший структурный элемент музыкальной формы.

Многочастные формы гомофонной музыки. Простая двухчастная форма: определение простой двухчастной формы (репризная и безрепризная); происхождение и применение простой двухчастной формы; куплетная форма как частный случай использования простой двухчастной формы (по типу «запев – припев») в вокальной музыке (песнях, романсах); старинная двухчастная форма и ее использование в танцевальных сюитах XVIII века. Простая трехчастная форма: определение простой трехчастной формы; соотношение тематического материала разделов простой трехчастной формы; гармонический план и тональные соотношения; понятие динамической репризы (мелодическое, гармоническое, ритмическое и фактурное варьирование тематического материала первой части в репризе); область применения простой трехчастной формы. Сложная трехчастная форма: определение сложной трехчастной формы; тематический и тональный контраст средней части (трио) и крайних частей сложной трехчастной формы; область применения сложной трехчастной формы.

Вариационная форма (тема с вариациями):  понятие вариационной формы; тема вариаций (простота, завершенность формы, несложность и запоминаемость мелодии, гармонии, фактуры), приемы вариационного преобразования темы (фактурные, метроритмические, ладотональные и гармонические, темброво-колористические, структурные и др.); разновидности вариационной формы (полифонические вариации XVI – XVIII веков на остинатный бас, строгие классические  вариации XVIII века, «глинкинские» вариации сопрано-остинато; свободные вариации XIX – XX веков); принципы построения вариационного цикла; двойные вариации (вариации на две темы); применение вариационной формы в народной и профессиональной музыке.

Рондо: определение формы рондо; понятие рефрена и эпизодов; тональный и тематический контраст в рондо; песенно-танцевальная жанровая  основа старинного рондо XVII – XVIII веков; родно эпохи классицизма; развитие формы рондо в XIX – XX веках; использование в народной и профессиональной музыке.

Рондо: определение формы рондо; понятие рефрена и эпизодов; тональный и тематический контраст в рондо; песенно-танцевальная жанровая основа старинного рондо XVII-XVIII веков; рондо эпохи классицизма; развитие формы рондо в XIX-XX веках; использование формы рондо в творчестве композиторов.

Сонатная форма: понятие сонатной формы; название частей сонатной формы (экспозиция, разработка, реприза) и их роль в формообразовании; главная, побочная, связующая, и заключительная партии сонатной формы и их композиционное назначение; образно-тематический контраст как основа и одна из главных движущих сил сонатной формы; тональные соотношения и тональное развитие в сонатной форме; вступление к сонатной форме и кода, их композиционное назначение; разновидности сонатной формы; применение сонатной формы.

Музыкальный жанр. Сложность и многозначность понятия жанра в музыке в связи со сложностью и многозначностью понятия жанра в музыке в связи со сложностью и многозначностью определяющих его факторов. Факторы, определяющие музыкальный жанр: происхождение и жизненное назначение; способ и условия исполнения; характер содержания и особенности формы. Классификация жанров по их происхождению и назначению: бытовые жанры, непосредственно связанные с потребностями человеческой жизни и имеющие практическое назначение (например, песенно-танцевальные жанры: колыбельная песня, трудовая песня, свадебно-обрядовая песня, баркарола, серенада, торжественный и траурный марш, вальс, хороводный танец и др.); жанры не несущие определенных жизненно-бытовых функций и не имеющие прикладного назначения (например, симфония, соната, кантата, каприччио, фантазия и многие другие). Классификация жанров по условиям исполнения: камерно-ансамблевые жанры (вокальные романсы, пьесы для отдельных инструментов, трио, квартеты, сонаты и др.); концертно-симфонические жанры (симфония, увертюра, оратория, кантата, инструментально-оркестровый концерт и др.); музыкально-драматические жанры (опера, балет, оперетта, водевиль, музыка к драматическому спектаклю и др.); вокально-инструментальные жанры (опера, оратория, кантата, вокальные произведения с инструментальным сопровождением и др.). Классификация жанров по составу исполнителей: сольные жанры (произведения для одного певца или музыкального инструмента); ансамблевые жанры; хоровые жанры (произведения для хора a cappella); оркестровые жанры (произведения для оркестра); смешанные жанры (сольно-хоровые, оркестрово-хоровые). Классификация жанров по характеру музыкальног содержания и особенностям музыкальной формы: типизация музыкального содержания в определенной музыкальной форме как результат жизненной музыкально-исторической практики общества; основные жанровые признаки (тип мелодии, метроритм, темп, фактура и др.); понятие жанрового комплекса как сочетания музыкально-выразительных средств и художественных приемов (жанровых признаков), характерного для того или иного жанра; лирические (романс, ария, канцона, элегия, серенада, ноктюрн и др.), эпически-повествовательные (былина, баллада, легенда, рапсодия), программно-изобразительные (программная симфония, симфоническая поэма, увертюра, картина; произведения с программными названиями) музыкальные жанры. Историческая обусловленность и эволюция музыкальных жанров. Связь и взаимоотношение музыкальных жанров и музыкальных форм.

Музыкальный стиль. Понятие музыкального стиля как типа музыкального языка, характерного для данной исторической эпохи, национальной музыкальной культуры, художественного направления и творческого метода композитора. Связь музыкального стиля с художественным содержанием и музыкальной формой.

 

                                                                        Практический курс

Модуляция: определение главной и побочной тональностей музыкального произведения (на основе теоретического и слухового гармонического анализа учебных и художественных примеров из музыкальной литературы); определение вида модуляции (переход, отклонение, проходящая модуляция, модулирующая секвенция); определение типа модуляции (функциональная, мелодико-гармоническая, мелодическая модуляция, сопоставление тональностей); определение переменных ладотональных функций аккордов в функциональной модуляции; определение посредствующего и модулирующего аккордов в функциональной модуляции; анализ примеров на энгармоническую модуляцию; анализ примеров на параллельно-переменный лад; определение подводящего и модулирующего аккордов в мелодико-гармонической модуляции; анализ примеров на мелодическую модуляцию; определение тональностей, родственных заданной; анализ модуляционного плана тонального развития музыкального произведения (на художественных  образцах из музыкальной литературы).

Транспозиция: практическое освоение техники транспонирования в заданную тональность, на заданный интервал и на хроматический полутон (транспонирование небольших фрагментов из музыкальной литературы).

Строение музыкальной речи в музыке гомофонного склада: выявление тематического материала в общей фактуре музыкального произведения гомофонного склада (в художественных произведениях из музыкальной литературы); анализ (теоретический и слуховой) синтаксической структуры музыкальной темы, определение границ (цезур) и разновидностей (период, предложение, фраза, мотив) составляющих ее построений; теоретический и слуховой анализ музыкальных периодов различных типов (на художественных произведениях из музыкальной литературы).

Многочастные  формы гомофонной музыки. Анализ простой двухчастной формы и ее разновидностей (репризной и безрепризной); анализ куплетной формы как частного случая использования простой двухчастной формы (по типу «запев – припев») в вокальной музыке (песнях, романсах), анализ старинной двухчастной формы в танцевальных сюитах XVIII века. Анализ простой трехчастной формы и ее разновидностей (форма Da Capo и с динамической репризой). Анализ вариационной формы и ее разновидностей (полифонические вариации XVI-XVIII веков на остинатный бас, строгие классические вариации XVIII века («глинкинские» вариации сопрано-остинато, свободные вариации XIX-XX веков). Анализ формы рондо и ее разновидностей (старинное рондо XVII-XVII веков; рондо эпохи классицизма; формы рондо XIX-XX веков); анализ тематического и тонального контраста в рондо. Анализ сонатной формы и ее разновидностей на примерах из музыкальной литературы; анализ образно-тематического контраста музыкального материала разделов сонатной формы; анализ тональных соотношений и тонального развития в сонатной форме.

Музыкальный жанр: жанровый анализ музыкальных произведений (по происхождению и жизненному назначению; по способу и условиям исполнения; по характеру содержания и особенностям формы); анализ связи и взаимоотношения музыкального жанра и музыкальной формы.

 

                                           Обучение игре на музыкальном инструменте

Дальнейшее совершенствование и развитие всех сторон исполнительской техники в продолжение решения задач поставленных в течение пятого года обучения.

Расширение арсенала технических приемов игры на электрогитаре.

Закрепление и дальнейшее совершенствование навыков художественно-исполнительской работы (над музыкальными произведениями классического и эстрадного репертуара), на основе глубокого, всестороннего анализа изучаемых музыкальных произведений и комплексного использования всех музыкально-выразительных исполнительских средств.

Дальнейшее накопление художественного концертно-исполнительского репертуара, включающего в себя разнообразные по стилю и жанру музыкальные произведения в классической и эстрадной манере.

Совершенствование навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальными произведениями.

Развитие и совершенствование навыков чтения нот с листа в произведениях классической и эстрадной гитарной литературы.

Дальнейшее развитие и совершенствование навыков ансамблевой игры. Накопление концертного ансамблевого художественного репертуара.

 

                                             Требования к учащимся седьмого года обучения

 В течение учебного года учащийся должен изучить: целотонные и уменьшенные гаммы ( во всех возможных тональностях); 2-3 этюда на различные виды техники; 2-3 произведения различного характера и содержания (в том числе в эстрадном стиле); 1 произведение крупной формы; 1-2 произведения самостоятельно.

 

                                                                   Зачетные требования

На контрольном занятии в конце учебного года учащийся должен исполнить один этюд и две разнохарактерные пьесы (в том числе одну в эстрадном стиле), изученные гаммы, а также незнакомый текст с листа.