Шестой класс

Шестой класс

                                                                Общие задачи курса

 

Углубление и расширение музыкального кругозора, музыкально-теоретических знаний в области хроматизма и альтерации, модуляции, музыкальной формы и музыкального синтаксиса.

Дальнейшее закрепление и совершенствование музыкально-исполнительских навыков. Совершенствование навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением. Дальнейшее накопление художественного концертно-исполнительского репертуара (сольного и ансамблевого). Расширение практики сольных и ансамблевых публичных выступлений, музыкально-пропагандистской деятельности.

 

                                                         Основы музыкальной грамоты

                                                                Теоретический курс

Музыкальный склад как принцип организации музыкального материала: понятие музыкального склада; одноголосный (монодический) и многоголосные музыкальные склады; монодический склад как тип музыкального развития на основе одноголосного мелодического движения, использование монодического склада в народной и профессиональной музыке и его художественно-выразительные возможности, усложнение одноголосия на основе дублирования его звуков интервалами и аккордами («ленточное» изложение). Многоголосное изложение: понятие мелодической развитости и мелодического контраста одновременно звучащих голосов в многоголосии; простые типы многоголосия (подголосочный склад, полифония, гомофония, аккордовый склад). Подголосочный склад (гетерофония): мелодическая развитость и вариантная соподчиненность голосов как основной определяющий признак подголосочного склада; главный мелодический голос (напев) и его варианты (подголоски); проявление вариационной взаимосвязи голосов в подголосочном складе; подголосочный склад как основа народного многолосия. Полифонический склад: мелодическая развитость и интонационная контрастность (по вертикали) в полифонии; роль гармонии как организующего и координирующего начала в полифоническом соединении одновременно звучащих голосов; понятие контрастной (разнотемной) и имитационной полифонии; полифония как одно из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Гомофонный склад: мелодическая развитость одного и интонационная «нейтральность» остальных голосов как основной определяющий признак гомофонного склада; понятие главного голоса (мелодии) и сопровождения (аккомпанимента) в гомофонном складе; главный голос как основной носитель музыкально-художественного образа в гомофонном складе, роль и значение гармонического сопровождения; две формы гомофонического многоголосия (собственно гомофонный склад – при ритмическом контрасте между главным голосом и голосами сопровождения и гомофонно-гармонический склад – при ритмическом тождестве главного голоса и сопровождения); гомофонный склад как основа профессиональной европейской музыки с эпохи Возрождения до наших дней. Аккордовый (гармонический) склад: мелодическая неразвитость всех совместно звучащих голосов как определяющий признак гармонического склада; гармония как основной содержательно-выразительный элемент в аккордовом складе; ладофункциональная и фоническая (красочная) роль аккордов в гармоническом складе; использование гармонического склада как составной части (сопровождения) в гомофонном многоголосии; использование гармонического склада как основного носителя музыкально-художественного образа, понятие лейтгармонии; специфичность и ограниченность самостоятельного использования аккордового склада в музыке. Сравнительная характеристика  простых типов многоголосия, их взаимосвязь. Сложное многоголосие, понятие «полифонии пластов». Историческая эволюция музыкальных складов.

Музыкальная фактура: фактура как форма изложения музыкального материала – конкретный вид звуковой ткани в музыкальном произведении; мелодия, гармония и ритм как основные конструктивно-композиционные компоненты музыкальной фактуры; фактура как конкретное выражение музыкального склада. Фактурные средства (приемы изложения музыкального материала): интервальное и аккордовое дублирование мелодического голоса («ленточное движение»); октавные удвоения гармонических голосов («колористическое наслоение»); фигурированное изложение гармонии (ритмическая, гармоническая и мелодическая фигурация); «педальное» изложение гармонии (выдержанные гармонические звуки и органный пункт). Обусловленность фактуры содержанием музыкального произведения, композиционными принципами и индивидуальными особенностями музыкального стиля, художественными и техническими особенностями исполнительских средств.

Хроматизм и альтерация. Понятие хроматизма как колористического обогащения (расцвечивания) лада на основе введения в его звукоряд дополнительных звуков, не выполняющих самостоятельных функций в ладу; вспомогательные и проходящие хроматические звуки; хроматическая гамма, правописание хроматической гаммы в мажоре и в миноре (в восходящем и нисходящем движении), случаи отступления от норм правописания хроматических гамм; художественно-выразительное и изобразительное использование хроматизмов в музыке. Альтерация как средство обострения ладовых тяготений; ладовая и модуляционная альтерация; ладовая альтерация неустойчивых ступеней в мажоре и в миноре; музыкально-выразительное значение ладовой альтерации.

Музыкальная форма. Форма и содержание музыкального произведения: связь музыкальной формы с содержанием; общеэстетическое понятие музыкальной формы как художественно организованного воплощения идейно-образного содержания в специфических музыкальных средствах; специальное (технологическое) понятие музыкальной формы как художественной организации всех музыкальных средств (музыкального материала) в музыкальном произведении. Два смысловых значения понятия музыкальной формы – форма как структура (композиционный план) музыкального произведения и форма как процесс развития музыкального материала в музыкальном произведении; соотношение структуры и процесса развития музыкального произведения. Структура музыкального произведения: понятие раздела формы и музыкального материала; основные признаки членения музыкальной формы (внутренние – структурный, тональный, тематический; внешние – знаки повторения разделов, перемена темпа, перемена размера); основные принципы анализа формы-структуры музыкального произведения (принцип «от целого – к частному» и принцип иерархии – подчиненности и соподчиненности разделов формы). Форма как процесс развития музыкального произведения: компоненты музыкальной формы (мелодика, гармония, ритм, темп, динамика, тембр, артикуляция); формообразование как процесс развития; понятие и роль контраста в музыкальной форме, типы контраста (сопоставление и сопряжение); понятие и роль рельефного и фонового материала в процессе музыкального развития, вертикальное и горизонтальное соотношение рельефа ифона; «от внешнего – к внутреннему» - основной принцип анализа процесса музыкального развития. Строение музыкальной речи (музыкальный синтаксис): понятие музыкальной речи и ее аналогия со словесной речью; непрерывность и расчлененность музыкальной речи, роль расчлененности в музыке; понятие музыкального построения и цезуры, понятие глубины цезуры ее обусловленность складом, жанром, стилем, масштабом и значимостью разделяемых построений произведения; важнейшие средства расчленения музыкальной речи (цезурные признаки): образно-тематический и структурный контраст и врутреняя завершенность изложения, ритмическая остановка движения, пауза, повторность и секвентность изложения, артикуляционный контраст (сопоставление легато и стаккато), модуляция и кадансирование, смена фактуры, смена регистра, динамический и тембровый контраст; понятие «сцепления» (примыкания) и «наложения» построений, «вторгающийся» каданс; неоднозначность трактовки расчленения (места нахождения цезур).

                                                                     Практический курс

Музыкальный склад: различие одноголосных (монодических) и многоголосных музыкальных складов (на учебных примерах и художественных образцах из музыкальной литературы); анализ (теоретический и слуховой) мелодической развитости и мелодического контраста одновременно звучащих голосов в многоголосии; теоретический и слуховой анализ простых видов многоголосия, определение типа музыкального склада (подголосочный, полифонический, гомофонный, аккордовый) в художественных произведениях музыкальной литературы. Определение главного мелодического голоса (напева) и его вариантов (подголосков) в музыкальных произведениях подголосочного склада. Определение вида полифонии (разнотемная или имитационная)  в музыкальных произведениях полифонического склада. Определение главного тематического голоса (мелодии) и сопровождения (аккомпанимента) в музыкальных произведениях гомофонного склада; определение разновидности гомофонного склада (собственно гомофонный или гомофонно-гармонический). Анализ сложных видов музыкального многоголосия (на художественных примерах из музыкальной литературы).

Музыкальная фактура: фактурный анализ мелодии (строго одноголосное изложение с интервальным и аккордовым дублированием – «ленточное движение»); фактурный анализ гармонии (октавное удвоение гармонических голосов, гармоническое и фигурированное изложение аккордов, «педальные» выдержанные звуки и органный пункт). Художественно-смысловой анализ использования различных фактурных средств (приемов изложения музыкального материала) в музыкальных произведениях (на художесвенных примерах из музыкальной литературы).

Хроматизм и альтерация: уяснение различия между хроматизмом и альтерацией (на основе анализа учебных и художественных примеров из музыкальной литературы); определение разновидности хроматических звуков (проходящие и вспомогательные); написание мажорных и минорных хроматических гамм в различных тональностях (до трех ключевых знаков); ладовая альтерация неустойчивых ступеней в мажоре и миноре (с разрешением в устои лада); построение и разрешение хроматических интервалов в мажоре и миноре (в различных тональностях).

Музыкальная форма: анализ формы-структуры музыкального произведения на основе внешних и внутренних признаков членения музыкальной формы; выявление рельефного и фонового музыкального материала в общей фактуре музыкального произведения (на художественных образцах из музыкальной литературы). Строение музыкальной речи (музыкальный синтаксис): определение границ музыкальных построений на основе цезурных признаков (в музыкальных произведениях монодического и гомофонного склада); слуховой анализ синтаксической структуры музыкального произведения (на художественных образцах из музыкальной литературы).

 

                                             Обучение игре на музыкальном инструменте

Закрепление и совершенствование ранее изученных особых способов звукоизвлечения и приемов игры на классической гитаре, артикуляционно-штриховой техники.

Закрепление и дальнейшее совершенствование навыков художественно-исполнительской работы (над музыкальными произведениями, разнообразными по содержанию, характеру, форме, складу, фактуре) на основе глубокого, всестороннего анализа изучаемых музыкальных произведений и комплексного использования всех музыкально-выразительных исполнительских средств.

Изучение темброво-звуковых свойств и возможностей классической гитары и практическое освоение способов и техники изменения, варьирования тембрового звучания на гитаре.

Работа над качеством звука на основе совершенствования музыкально-звуковых представлений и технике звукоизвлечения. Уяснение назначения ногтей (на пальцах правой руки) в современной мировой практике игры на классической гитаре и приобретение навыков их правильной обработки.

Совершенствование работы над художественной стороной исполнения музыкального произведения на основе более глубокого и подробного анализа изучаемых музыкльных произведений и исполнения вновь освоенных музыкально-выразительных исполнительских средств (тембровых, артикуляционных, агогических и др.).

Приобретение начальных навыков гитарного аккомпанимента с использованием простейших ладофункциональных соотношений, гармонической аккордно-фигурационной фактуры и простейших тональностей.

                                               Требования к учащимся шестого года обучения

В течение учебного года учащийся должен изучить: двухоктавные гаммы (во всех возможных тональностях); 2-3 этюда на различные виды техники; 2-3 произведения различного характера и содержания; 1 произведение крупной формы; 1-2 произведения самостоятельно.